30 апреля в соответствии с Указом Президента России мы отмечаем День Пожарной охраны. Основанием для утверждения именно этой даты, поясню для тех, кто, может, не знает, послужил Наказ о Градском благочинии, изданный Алексеем Михайловичем Тишайшим, вторым русским царем из династии Романовых, в далеком 1649 году. Главная идея царского Наказа – создание на Руси профессиональной Пожарной охраны. Вот с того момента, случившегося ровно 360 лет назад, и ведет свою историю Пожарная охрана России.
Впоследствии многие российские правители: и Петр I, и Николай I и Александр II, — внесли свою лепту в развитие пожарного дела в стране. Проявлять царскую мудрость фактически заставляла сама жизнь. Дома в России, так уж повелось, в основном, были деревянные, и страну буквально преследовали массовые пожары. Не раз горели Москва и Псков, Рязань и Владимир, другие старинные русские города, не говоря уж о многочисленных деревенских трагедиях, становившихся причиной появления на Руси огромного количества погорельцев.
Власти постоянно вели борьбу с огнем, развивали пожарную охрану, разрабатывали свод противопожарных мер. Например, при Петре I были изданы указы об обязательном строительстве в городах домов только из камня, о запрещении строить дома рядом друг с другом, переводя на современный язык – с использованием противопожарных разрывов. Первая профессиональная пожарная охрана, которая уже имела обозы и соответствующую технику, появилась в 1803 году в Санкт-Петербурге. В 1804 году такая пожарная команда была образована в Москве. Примечательно, что уже в то время наряду с профессиональной пожарной охраной начало создаваться добровольное пожарное движение. Именно Российское Императорское Пожарное Общество в дальнейшем во многом способствовало обеспечению пожарной безопасности и участвовало в тушении пожаров, особенно в деревнях, селах и малых городах России. То есть там, где содержать профессиональные пожарные команды местным властям было не под силу.
Как любая сфера деятельности человека, пожарная охрана, противопожарная работа постоянно развивались и развиваются. После Октябрьской революции, например, был издан указ, определивший государственные меры по борьбе с огнем. Кстати, подписал этот документ Владимир Ильич Ленин. Первым советским наркомом, который занимался вопросами пожарной охраны, был Марк Елизаров. Во времена СССР, в 1936 году, пожарной охране дополнительно была придана надзорная функция, появилась такая организация, как Государственный пожарный надзор. Госпожнадзор получил права наказывать за нарушение правил пожарной безопасности, требовать выполнения предписанных мероприятий.
Сложный период в жизни пожарной охраны
В начале 90-х годов прошлого века пожарной охране, как составной части общероссийской жизни, также было нелегко. Менялось государство, его строй, гигантские изменения происходили в экономике. Все это, к сожалению, отрицательно сказывалось на таком государственном институте, как пожарная охрана. В те времена, как и на многих предприятиях и в организациях, наши сотрудники месяцами не получали зарплату, практически прекратилось поступление новой техники, гигантские проблемы были с материальным обеспечением.
Надо откровенно сказать, конец ХХ века – наверное, один из самых сложных периодов в истории российской пожарной охраны. Многие недалекие головы в промышленности, в жилищно-коммунальном хозяйстве, в энергетике, да чего греха таить – и во власти — почему-то посчитали, что в трудных политических и экономических условиях пожарным делом следует заниматься в самую последнюю очередь. И страна горько поплатилась за это. С начала 1993 года и практически до 2001 года наблюдалась страшная тенденция увеличения количества пожаров и числа жертв на них. Россия по такому печальному показателю, как число погибших на пожарах на 100 тысяч населения, вышла на первую позицию в мире. Мы теряли по 20 тысяч человек в год, что абсолютно неприемлемо для государства, которое по Конституции обеспечивает безопасность граждан.
Чтобы помочь пожарной охране выполнять свои функции, в 1994 году был принят федеральный закон «О пожарной безопасности». Этим документом власть дала возможность пожарной охране получать финансовые средства: 0,5 процента от сумм, вкладываемых в строительство. Во многом благодаря этому удалось удержать систему от развала. Был принят также ряд законодательных актов, правительственных решений, которые позволили прежде всего преломить психологию руководителей предприятий и организаций, повысить их ответственность, укрепить материальную базу пожарной охраны. Если вы помните, именно в те годы шло активное становление нашего министерства: в 1994 появилось Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. На следующий год Правительство одобрило Федеральную целевую программу «Создание и развитие РСЧС». А 9 ноября 2001 Указом Президента РФ №1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» была изменена подведомственность ГПС: она вошла в состав МЧС России.
Это решение — результат длительной совместной работы МЧС и МВД — продиктовано необходимостью создания единой государственной службы спасения. Объединение спасательных и противопожарных служб было призвано повысить готовность и скоординированность действий всех формирований при предупреждении и ликвидации пожаров, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также проведении первоочередных аварийно-спасательных работ, действенность помощи лицам, попавшим в экстремальные ситуации. Начиная с 2003 года, появилась устойчивая тенденция к снижению пожаров и гибели людей. Устойчивость тенденции проявляется в том, что в последние годы средние темпы снижения количества жертв на пожарах держатся на уровне не ниже 5 процентов, а это ежегодно примерно 1000 спасенных человеческих жизней. Радует, что положительная тенденция сохраняется до настоящего времени. В прошлом году мы добились снижения количества жертв на пожарах уже на 7 процентов.
Когда гибкость лучше жесткости
Думаю, необходимо подробнее рассказать о том, благодаря чему стали происходить эти изменения. Как я уже сказал выше, по нашим предложениям был внесен ряд изменений в законодательство, что позволило упорядочить систему организации пожарной охраны на местах. Стали выделяться значительные средства на закупку пожарной техники и оборудования. И, наконец, сегодня мы имеем такой серьезный документ, как вступающий в силу с 1 мая Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Если вкратце, это — закон об общих требованиях пожарной безопасности в стране. Это такой отправной документ, который позволяет перейти от нормативно жестких требований к требованиям разумно гибким. То есть, в рамках нового закона владелец, к примеру, строительной фирмы, руководство завода, собственники торгового центра имеют возможность самостоятельно определять методы и средства противопожарной защиты. То есть, им уже не надо выполнять жесткие требования, которые регламентируют различные детали. Противопожарные вопросы они будут решать комплексно, в обязательном порядке, обеспечивая лишь те основные позиции, которые предусмотрены техническим регламентом: эвакуация людей, нераспространение горения за определенные отсеки и т.д. Вторым важным новым моментом, на мой взгляд, стало то, что введено модернизированное понятие гарнизона. Да, раньше у нас тоже был такой термин — «гарнизон пожарной охраны», который включал в себя наши пожарные части. Сегодня это понятие получило совершенно иное качество. Говоря о гарнизоне, мы теперь имеем в виду абсолютно все подразделения пожарной охраны, расположенные на данной территории: непосредственно федеральные подразделения, аварийно-спасательные службы, ведомственная, частная пожарная охрана, даже специализированные учебные заведения.
Поясню, что дает эта новация. Такое объединение всех сил на территории позволяет при грамотном предварительном планировании обеспечить общие согласованные и четко скоординированные действия из единого центра. Позволяет, например, независимо от формы собственности или принадлежности подразделения обеспечивать максимально сжатые сроки прибытия к месту возгорания. Достигается это, конечно, за счет упорных совместных тренировок и учений, в ходе которых отрабатывается слаженность действий различных подразделений, понимание необходимости единого подхода к подготовке личного состава, изучение маршрутов возможного выезда. В конце концов, люди из различных подразделений узнают друг друга. Это, кстати, очень важный фактор, когда ты знаешь, что за человек идет в огонь рядом с тобой, как он подготовлен и насколько ты можешь быть в нем уверен в чрезвычайной ситуации.
Что еще сделано с точки зрения развития пожарной охраны? На государственном уровне принято законодательное решение о создании договорной пожарной охраны Федеральной противопожарной службы. Уже в этом году подразделения договорной пожарной охраны составят более 16 тысяч человек. Эти подразделения войдут в гарнизоны пожарной охраны в рамках Федеральной противопожарной службы. В соответствии с планом развития сил и средств МЧС России, утвержденным Президентом страны, роль и возможности договорных подразделений пожарной охраны будут расширяться. В частности, мы бы хотели иметь договорные подразделения в создаваемых особых экономических зонах, которые пока слабо защищены с точки зрения пожарной безопасности.
В последнее время серьезное внимание уделяется расширению функций подразделений пожарной охраны. В частности, происходит аттестация пожарных частей как аварийно-спасательных формирований. Особенно важно наше участие при реагировании на дорожно-транспортные происшествия. По сравнению с прошлым годом количество выездов на дорожно-транспортные происшествия у нас увеличилось практически в полтора раза, и число спасенных – на 50 процентов. То есть около трех с половиной тысяч жизней мы сберегли от гибели в дорожно-транспортных происшествиях. Это те люди, которые были деблокированы, как у нас говорят, из транспортных средств и живыми переданы «скорой помощи». Даже самый главный российский «гаишник» генерал Виктор Кирьянов в последних интервью практически всегда говорит о наших совместных действиях, отмечает роль пожарных спасательных подразделений.
Прибыть через 600 секунд
И все-таки главная наша задача – обеспечение пожарной безопасности в стране. Если снова вернуться к «Техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности», следует поговорить об еще одной проблеме, которую никак невозможно обойти: грамотная дислокация наших подразделений. Регламентом предписано, что пожарные подразделения, пожарные группы должны дислоцироваться таким образом, чтобы время прибытия пожарных в городах составляло максимум 10 минут после получения тревожного сигнала, в сельской местности – 20 минут. В областных центрах, столицах краев и республик, в городах этот норматив более-менее соблюдается. Но, к сожалению, как показывает практика, в соответствии с этим нормативом в стране пока не прикрыто от огня значительное количество небольших населенных пунктов.
Мы уже создали карты прикрытия, это направление получит дальнейшее развитие в рамках федеральной целевой программы «Пожарная безопасность», в аналогичных программах, разрабатываемых в регионах. Задача грамотного обеспечения прикрытия – комплексная, ее решение зависит от целого ряда факторов, которыми занимаются сразу несколько министерств и ведомств. Поэтому наряду с намеченным развитием и строительством новых пожарных депо, планируется и идет активное строительство дорог к удаленным населенным пунктам, решаются вопросы обеспечения связью.
К концу 2012 года мы должны прикрыть своей защитой 93% населения. Без прикрытия пока останутся деревеньки, например, где проживает 4-5 человек, глухие поселения в тайге, тундре. Это самая тяжелая позиция, очень дорогая. Порой государству дешевле отремонтировать, например, жителям этих селений электропроводку, обеспечить за бюджетные деньги средствами пожаротушения, принять дополнительные меры по обеспечению пожарной безопасности жилья, но не содержать там пожарные команды. Но есть и еще один путь решения проблемы прикрытия всех населенных пунктов от пожара.
Необходимы добровольцы-пожарные
В царской России, как я уже упоминал, существовало Российское Императорское Пожарное Общество. Чтобы подчеркнуть его значимость для государства, возглавлял общество кто-либо из представителей августейшей фамилии. Вспомним знаменитого князя Львова. Большую помощь оказывала при тушении пожаров, профилактике возгораний в небольших поселениях добровольная пожарная охрана. Сегодня по поручению Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева мы готовим предложения по возрождению этой добровольческой традиции. Задача – построить работу добровольной пожарной охраны так, чтобы защитить от огня малые населенные пункты. В каждом селе, в каждом небольшом поселке, как вы уже поняли, подразделение Федеральной противопожарной службы создать невозможно. Вот здесь и должны помогать нам добровольцы- пожарные. То есть возродить в этом вопросе традиции царской России.
Вы скажете, что возрождать, если еще в законе «О пожарной безопасности» от 1994 года есть специальная статья «Добровольная пожарная охрана». Прописано, что созданием добровольной пожарной охраны занимаются органы местного самоуправления. Так-то оно так. Но, к сожалению, в законодательстве есть определенные противоречия и недоработки. К слову, в документах, определяющих полномочия местного самоуправления, недостаточно четко прописаны процедуры организации финансирования добровольной пожарной охраны. Есть ряд и других вопросов, касающихся, например, взаимоотношения члена добровольного пожарного общества и его работодателя. Что такое добровольная пожарная охрана, из кого она состоит? Это — люди, которые сейчас работают в поле, на фабрике, в магазине, а, случись пожар, они должны прибыть на место происшествия и работать уже там, борясь с огнем. Кто компенсирует работнику и работодателю отсутствие добровольца-пожарного на своем рабочем месте? Как обеспечить страхование члена добровольной пожарной охраны? За чей счет его экипировать, одеть-обуть? Кто и на какие средства приобретет добровольной пожарной охране необходимую технику и снаряжение, кто и где ее будет содержать? На эти и очень многие другие вопросы необходим законодательный ответ.
Да, в законе «О пожарной безопасности» используется понятие «добровольная пожарная охрана», но ответов на вышеприведенные мной вопросы там нет. Чтобы разрешить эту коллизию, мы сейчас готовим поправки в законодательство. Кроме того, мы намерены, как это было и во времена старой России, предусмотреть пожертвования, меценатство в отношении добровольной пожарной охраны. То есть, должно быть законодательно прописано, что местное общество добровольной пожарной охраны имеет право получать спонсорские, меценатские, благотворительные деньги и потом отчитывается, что на эту сумму сделано, закуплено. Это практиковалось и ранее. Есть в архивах отчеты, сколько одежды было закуплено, лошадей, овса и прочая, и прочая. В отчетах нашего времени будут значиться запчасти, топливо, боевая одежда.
Сам подход, считаю, вполне нормальным, потому что при развитии малого бизнеса в сельской местности появляются инициативные и ответственные люди, сумевшие заработать хорошие деньги. Я в командировках обязательно встречаюсь с успешными бизнесменами, убеждаю, раз ты сумел поставить прибыльное дело, значит, можешь и должен помочь и обеспечению безопасности в своем селе, в своем поселке. Честно говоря, отклик нахожу, потому что борьба с пожарами – общее дело. Огонь, он не выбирает, бедный ты или богатый, успешный или безработный. К тому же успешному и богатому пожары дороже обходятся. У него в результате пожара значительно больше собственности может пострадать.
Привожу в качестве доказательства интересные факты по западным странам. Там бизнесмены пошли еще дальше. Они не только деньги на пожарную охрану дают, они сами становятся добровольными пожарными. Менталитет такой, что предприниматель должен постоянно доказывать свою полезность обществу. Владелец заправки или хозяин магазина, как правило, имеет наемных рабочих. И раз он осуществляет в основном управленческую функцию, то считается, что у собственника есть время на общественно полезную работу. Чаще всего представители малого бизнеса эту общественно полезную работу как раз выполняют в рамках пожарного добровольчества. Между прочим, в таком случае и бизнес их не страдает, производство не останавливается, наемные рабочие не бросают станки и прилавки, чтобы тушить пожар.
Не порушит ли экономический кризис громадье наших планов?
Этот вопрос волнует многих. Наше Министерство настроено на то, чтобы кризис не коснулся безопасности людей. То есть практически никаких изменений в нашем бюджете, в бюджете на обеспечение безопасности субъектов федерации, местных бюджетах в связи с кризисом происходить не должно. Мы контролируем этот вопрос, стараемся отслеживать ситуацию в регионах. В 45 субъектах федерации расход денежных средств остался прежним, в 12 регионах на эти цели выделены даже большие суммы, чем годом раньше, а вот в остальных наши статьи несколько снизились. С руководством этих регионов мы проводим соответствующую работу, убеждаем пересмотреть подход к проблеме безопасности.
Экономическая ситуация заставляет обратить самое серьезное внимание на вопросы повышения эффективности использования выделяемых государством средств. Например, повышение качества закупаемой техники. Как патриоты страны, мы должны закупать продукцию отечественных производителей. Конечно, к сожалению, пока далеко не вся российская техника достигла мировых стандартов. Но это не значит, что от нее следует отказываться. Мы работаем с производителями. Во-первых, пересылаем им все замечания, которые возникают в процессе эксплуатации. Проводим конференции с производителями пожарной техники. В результате они сейчас серьезно занимаются технологиями, в том числе, заменой материалов. Не открою секрета, очень много вопросов к шасси. Шасси должны быть именно для пожарной машины, иметь определенные особенности, а не просто приспосабливаться для обычного самосвала или грузовика. Мы очень выгодный заказчик для автопрома, мы исправно перечисляем деньги за получаемую продукцию, мы развиваемся, значит, увеличиваем объемы заказов, и поэтому мы вправе требовать от отечественного производителя соответствующего качества.
Сухих рукавов вам, коллеги!
В завершение своих мыслей вслух, поздравление с профессиональным праздником. У нас в Пожарной охране, как вы знаете, поздравление одно: сухих рукавов! Правда, теперь уже и не знаю, достаточно ли полно оно отражает суть нашей деятельности: мы же сейчас еще и аварийно-спасательными работами занимаемся. Тогда, наверное, правильно будет пожелать, чтобы еще и гидравлический инструмент реже работал. Чтобы не подводила вас, коллеги, гидравлика и пожарное оборудование. В профессионализме сотрудников пожарной охраны сомнений нет. В прошлом году 152 наших товарища были награждены государственными наградами, из них 26 человек получили ордена, в том числе 12 орденов «Мужество». Звания «заслуженный пожарный» в России нет, но впервые в 2008 году нескольким нашим коллегам-огнеборцам было присвоено звание «Заслуженный спасатель Российской Федерации».
Желаю всем вам, друзья, здоровья, профессионального творчества, удачи. С праздником, коллеги! Берегите себя!